"Неделя ПДД" с 9-13 сентября
Главная » Статьи » Копилка методических идей » Копилка методических идей

Проект «Каждой пичужке -кормушка» старший дошкольный возраст

Цель проекта:

  • изучение образа жизни и поведения птиц зимой,
  • формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

• Учить детей доброте, бережному отношению к природе.

• Воспитывать бережное отношение к птицам.

• Знакомить с особенностями их жизни в зимний период.

• Испытать радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

• Учить анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приемы:

• Наблюдения.

• Сбор информации.

• Работа с литературой.

• Экскурсии.

• Обработка собранной информации.

• Творческая работа.

Введение. Люди на планете знают, что они не единственные обитатели этой планеты. Среди них птицы, они наиболее заметны, привлекательны и любимы человеком. Птицы – это наши маленькие соседи. Шумные, веселые, певучие, разноцветные, забавные, умные, домашние и лесные. Такие разные и такие смешные. Птицы пожалуй первыми привлекают внимание детей. Даже когда дети еще совсем маленькие, они с любопытством наблюдают за тем,

как ловко клюют семечки голуби и воробьи.

Многие птицы улетают от нас в теплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Я задалась вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются в нашем крае? А может быть птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдержать очень сильные морозы. Отлет большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспосабливаться к разным условиям. Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным покровом. Речка покрыта льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птицы погибают, но очень часто не от мороза, а от голода. Самое неприятное для птиц в это время года недостаток корма. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

Наблюдая за птицами на своем участке, мы с детьми решили повесить кормушки и подкармливать тех немногих птиц, которые прилетали к нам. За помощью обратились к родителям, с их помощью были изготовлены и развешены кормушки на территории детского сада. Кроме того дети вместе с родителями повесили кормушки и около своих домов.

Этапы работы:

1. Этап - начальный.

• Выставка детских работ совместно с родителями «Птицы наши друзья»

• Папка – передвижка «Накормите птиц зимой»

• Подбор детской и педагогической литературы, дидактических и подвижных игр, материалов для творческой деятельности детей

Задачи: Учить детей доброте, бережному отношению к природе, знакомить с особенностями жизни птиц зимой.

2. Этап – основной.

• Рисование и лепка птиц.

• Загадки про птиц.

• Чтение стихотворений и рассказов о птицах.

• Решение проблемных ситуаций.

• Рассматривание иллюстраций о птицах.

• Дидактические игры.

Задачи:

• Воспитывать умение определять узнавать птицу по внешнему виду.

• Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах.

• Развивать познавательный интерес к зимующим птицам.

• Воспитывать сочувствие, желание помочь птицам, заботиться о них.

• Воспитывать умение рассуждать и делать выводы.

3. Этап – заключительный.

Ожидаемый результат:

• Дети научились проявлять интерес к окружающему миру, иметь реалистические представления о природе;

• У детей появилось желание пополнять знания о зимующих птицах нашего края, об особенностях их жизни;

• Умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

• Проявляют желание заботиться о птицах.

• Дети контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.

Октябрь.

1. НОД Ознакомление с птицами «Птицы нашего края»

Цель. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Экологическая беседа «Птицы в лесу»

Цель. Формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.

3. Дидактические игры: «Что за птица? », «Подбери птице перышко».

Цель. Воспитывать умение определять птиц по внешнему виду

4. Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели выпавшего из гнезда птенца? – мальчика разоряющего птичьи гнезда?

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим – птицам.

5. Разучивание поговорок. «Всякая птица своим пером гордиться», «У каждой пташки свои замашки»

6. Пальчиковая игра «Перелет птиц»

7. Подвижная игра «Воробьи – вороны»

Ноябрь.

1. НОД. «Осенние заботы птиц»

Цель. Уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать бережное отношение к птицам.

2. Экологическая беседа «Зимующие и перелетные птицы нашего края».

Цель. Дать детям представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание растений. Учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботиться о птицах.

3. Дидактические игры «Кто где зимует? », «Раздели птиц на перелетных и зимующих».

Цель. Закрепить умении классифицировать птиц на перелетных и зимующих.

4. Наблюдение за птицами на нашем участке.

Цель. Воспитывать любовь ко всему живому, вызвать желание кормить птиц.

5. Продуктивный вид деятельности. Аппликация «Птицы на ветках».

Цель.

6. Вечер загадок и отгадок.

• Я по дереву стучу, червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой. (дятел)

• Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья – белобока, а зовут ее…. (сорока) .

• Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло. (сова)

• На шесте - дворец, во дворце – певец.

А зовут его … (скворец) .

• Черный, проворный, кричит: «крак»,

Червякам – враг. (грач)

• Сизокрылая птица, любит семечки и крошки,

Сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке (голубь) .

• Маленький мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет крохи собирает

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (воробей)

• Спинкою зеленовата, крылышками желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика.

Декабрь.

1. НОД «Жизнь птиц зимой»

Цель. Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с условиями жизни птиц зимой, продолжать активизировать познавательные способности детей

2. Экологическая акция. «Новая столовая». Совместная деятельность родителей, детей и педагогов.

Цель. Воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать творчество и фантазию.

3. Продуктивная деятельность. Рисование «Снегири – как розовые яблоки».

Цель. Передавать характерные особенности птиц в рисунке, закрепить знания о перелетных птицах, воспитывать желание помогать птицам.

4. Дидактические игры «Чей это домик», «Кто чей? »

Цель. Развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять чей птенец.

5. Чтение рассказа С. Михалкова «Птичья столовая».

Цель. Систематизировать знания детей о птицах, вызвать желание помогать птицам.

6. Выставка детских работ «Птицы – наши друзья».

Цель. Способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к птицам.

7. Работа с родителями. Изготовление кормушек.

Цель. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботиться, развивать творческие умения, фантазию в придумывании кормушки.

Январь.

1. НОД «Покормите птиц зимой».

Цель. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2. Экологическая беседа. «Учитесь жалеть и беречь».

Цель. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

3. Дидактические игры «Кто где зимует», зоологическое лото.

Цель. Закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.

4. Фотовыставка кормушек. Совместная деятельность детей и родителей.

Цель. Создать атмосферу общности интересов детей и родителей, прививать желание помогать птицам в трудное для них время.

5 Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка»

Цель. Расширить представления детей о птицах, особенностях поведения, воспитывать желание помогать птицам.

6. Продуктивная деятельность. Лепка «Красивые птички».

Цель. Закрепить знания детей о птицах, учить передавать характерные особенности птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.

7. Конструирование из природного материала «Совушка - сова».

Цель. Учить детей выполнять поделки из природного материала, передавать характерные особенности птиц.

Диагностика. Наблюдая за детьми в ходе проекта я сделала следующие выводы: у детей сформирован высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой. Каждый день дети приносят корм для птиц и на прогулке насыпают в кормушки. Они приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (изодеятельность, конструирование). А самое главное дети научились анализировать, обобщать полученный опыт.

 
Категория: Копилка методических идей | Добавил: cveta (09.12.2015) | Автор: Г. Д. Медведева
Просмотров: 983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: